Бард — странствующий музыкант, частый пример героя-социальщика, на все руки мастера. Так как бард традиционно не является могучим героем и храбрым воителем, то чаще всего он играет в фентези-сюжетах или второстепенную роль спутника центрального персонажа, либо является героем плутовского плана, достигающего своих целей скорее хитростью, нежели силой. Нередко подобные черты хитрого и эгоистичного героя пародийно раздуваются.
AD&D и AD&D2
В первой редакции AD&D бардом в начале карьеры стать было невозможно — человек или полуэльф должен был начать игру воином, после пятого уровня стать вором, а после пятого уровня вора стать друидом. Только в результате таких манипуляций персонаж мог стать бардом. При этом бард обладал воинскими и воровскими навыками, доступом к магии друида и некоторым набором собственных способностей, вроде возможности опознать любой встречный магический предмет и шанса очаровывать монстров своим пением.
Во второй редакции бард был пересмотрен и превратился в базовый класс, заняв схожую с вором нишу. При этом окончательно оформился образ барда как мастера на все руки, уступающего специалистам в каждой области — у барда имелись воровские навыки, но в меньшем объёме, чем у вора, бард имел возможность получить доступ к любому оружию, но по хитам и боевой силе уступал воинам, наконец, бард со второго уровня также получил доступ к магии (в этой редакции — волшебников, а не друидов, со всеми ограничениями вроде невозможности колдовать в доспехах). С точки зрения оптимизации именно последняя роль барда выглядела наиболее перспективно — дело в том, что в AD&D 2 различные классы используют свои таблицу прогресса, и бард получает воровскую — самую быструю. Из-за этого бард мог оказаться сильнее «чистого» волшебника, если делал упор на заклинания, сила которых прогрессирует с уровнем. Дополнение «Complete Bard’s Handbook» расширило набор вариантов барда, добавив в том числе и варианты для рас, которым недоступен класс волшебника — подобные барды не получают заклинаний, но обретают сопротивляемость магии. В каждой из редакций AD&D бард имел ограничения по мировоззрению, схожие с ограничениями друида — то есть должен быть хотя бы частично нейтрален.
D&D 3.x
В Третьей редакции по-прежнему сохранили место в списке базовых классов, в целом сохранив образ, но поменяв часть существенных деталей. Магия бардов стала аналогом магии чародеев, при этом барды получили свой уникальный набор заклинаний. Хотя барды этой редакции не в состоянии быть столь же могущественными магами, как волшебники (максимальный круг магии ограничен шестым, вместо девятого у «профессиональных» заклинателей), в список доступной бардам магии попали лечебные заклинания (и барды — единственный PC-класс с магией волшебников, изначально имеющий доступ к лечению). Кроме этого, бардам были добавлены некоторые заклинания «плутовского» плана, вроде возможности врать под магическим допросом или «чистить память» жертве, а часть стандартных заклинаний в их исполнении изменила уровень. Слабое место магии бардов — она всегда должна включать в себя звук и музыку, а потому не может быть сделана бесшумной и незаметной с помощью метамагии.
Умения бардов в редакции 3.0 были пересмотрены на фоне более жесткой стандартизации системы. Часть прошлых умений превратилась просто в большое число очков навыков (и доступ к различным умениям). Уникальными классовыми способностями остались «бардовское знание», выражающееся в умении знать «понемногу обо всём» и при удачной проверке вспоминать что-либо о любом важном объекте или персонаже, не относящееся к тайнам, а также музыкальные умения, рассчитанные на поддержку партии в бою.
В Третьей редакции также были изменены ограничения по мировоззрению — отныне барды в состоянии иметь любое незаконопослушное.
В редакции 3.5 бард получил умение применять заклинания в лёгких доспехах без шанса провала (единственный из базовых классов), было увеличено число очков умений на уровень, а также пересмотрена механика бардовской музыки — если в редакции 3.0 бард получал доступ к новым способностям по мере роста умения Perform («представление»), то в 3.5 новые способности стали открываться на фиксированных уровнях.
Следующие варианты барда были выпущены в редакции 3.5:
- Божественный бард (Divine Bard) — применяет заклинания не магической, а божественной природы.
- Дикий бард (Savage Bard) — вариант барда для диких племён. Может обладать только хаотичным мировоззрением, неграмотен и имеет набор умений, ориентированных на выживание в дикой местности.
- Предвестник (Harbinger) — мрачный вариант барда. Вместо усиления союзников музыкой использует её эффекты для ослабления противников.
- Bard variant, Bardic Knack — усиленный вариант «на все руки мастера». Вместо бардовского знания получает вомзожсноть применять все умения (кроме требующих специальной тренировки) всё лучше и лучше с каждым уровнем, не вкладывая в них очки умений.
D&D 4
В четвёртой редакции D&D бард был описан в дополнении «Player’s Handbook 2». Способности барда являются уникальными, как и у всех классов четвёртой редакции. В качестве источника сил барда выступает волшебство. В бою он играет основную роль лидера и второстепенную — контроллера. Большая часть способностей барда связана с поддержкой союзников и препятствием врагам с помощью волшебных песен. Боевые способности барда смещены в сторону лучника.
Бард сохранил роль «мастера на все руки» — он обладает значительным числом классовых навыков и может брать столько мультиклассовых фитов, сколько захочет (что отличает его от персонажей других классов, которые могут брать мультиклассовые фиты лишь одного).
В качестве волшебных приспособлений барды могут использовать жезлы, songblades (песенные клинки?) и магические музыкальные инструменты. Несколько новых ритуалов из PHB2 могут применяться только бардами, что делает их единственным классом с уникальными ритуалами.
Источник: http://ru.rpg.wikia.com/wiki/Бард
Комментарии (4)