Антигерои притягивают наше внимание и заставляют попытаться их понять – прямо как высокий, мрачный и красивый человек в дальнем углу бара. Они «выпуклые», мужественные и, хотя у них полно внутренних демонов, их душевные битвы привлекают внимание – и битвы эти настолько жестоки, что соперничают с битвами снаружи.
Антигерой – это ответ современному сложному миру. Когда добро и зло различить не так-то просто, и у каждого протагониста есть своя доля секретов за пазухой, золотой герой вчерашнего дня – чистый и непорочный – ненадежен. Современная аудитория требует моральной глубины – персонажей, которые сталкиваются с теми же вопросами, искушениями и сложностями, что и мы. Писать про антигероя так же непросто, как и быть им – и поэтому я знала, что мне понадобится эксперт в данном вопросе. Некто, раз за разом исследующий душу антигероя и доказавший, что его антигерои могут привлечь аудиторию и не оттолкнуть читателей тёмными склонностями.
Некто вроде Пола Кемпа.
Известный как автор бестселлеров по версии Нью-Йорк Таймс и создатель Эревиса Кейла, превративший хладнокровного убийцу в антигероя, готового погибнуть ради своих друзей, Пол Кемп вот уже больше десяти лет удерживает интерес читателей. И не удивительно – его персонажи обладают глубиной скрывают в себе темноту, которая вцепляется прямо в сердце и тянет за собой, на дно, в историю, от которой нелегко будет оторваться.
1. Что привлекает вас в антигероях?
Мне нравится в них постоянный флирт с искуплением грехов, возможность того, что эта ужасная личность в конце концов может найти смысл существования и даже покой, несмотря на все беды мира и все спорные решения, которые он\она принимала. Мне это нравится. Это будто символ тонкой грани между искушением и благочестием, жизнью и существованием после смерти (если вы верите в подобные вещи), между бесконечным самобичеванием и внутренней гармонией. В этом смысле антигерои воплощают в себе ту же борьбу и те же вопросы, от которых мы иногда просыпаемся среди ночи, чтобы задать их себе.
2. А каково ваше определение антигероя?
В широком смысле антигерои являются ненамного большим, чем протагонисты, обладающие чертами, традиционно приписываемыми героям, и другими чертами - противоположными тем, что считаются героическими. Что в этом всем интересно, так это то, что черты характера, противоположные героическим, со временем меняются в зависимости от культурных норм и принципов читателей. Сегодняшние герои все больше и больше напоминают антигероев вчерашних.
3. Как вам удается сделать антигероя правдоподобным и интересным?
Думаю, точно так же, как и любого другого персонажа, разве что в данном случае еще важнее глубокое проникновение в психологию персонажа, необходимость продемонстрировать внутренний конфликт. Потому что читатель должен понимать свойственные антигероям противоположные стремления.
К примеру, Ривен из трилогии Эревиса Кейла поначалу читателям кажется хладнокровным убийцей. И это указывает на него, как на злодея. Он не демонстрирует героических особенностей характера. Но по ходу повествования он постепенно становится кем-то другим – антигероем. И это превращение происходит по частям - сначала мы видим его привязанность к собакам, потом к детям, и наконец к женщине. Такое поведение начинает обретать смысл, когда мы понемногу понимаем его психологию, жизненную историю, видим противоположные мотивы, которые им движут – он отзывчив с теми, кого считает слабее себя, но когда появляется равный (Эревис Кейл в нашем случае), Ривен отчаянно боится показаться слабым, и скрывает это за жестокостью. И когда мы это осознаем, он становится персонажем (в точности как я и говорил), демонстрирующим и героические черты, и их противоположность. Короче говоря, проходит путь от злодея до антигероя.
4. А что вы думаете о создании образа антигероя в качестве протагониста?
Знаете, я не люблю вешать на персонажей ярлыки, по крайней мере, начинать с этого. Наоборот, я сначала придумываю персонажа, а затем даю ему характеристику. Думаю, из-за моей склонности исследовать темные стороны человеческой природы я и пишу о персонажах, которые демонстрируют подобные аспекты. Опять же, я считаю важным создать персонажа, обладающего героическими чертами, противоположными им чертами, и затем с помощью истории его жизни и его мыслей наделить эти противоположные черты смыслом для читателей.
5. Существуют ли различные типы антигероев?
Думаю, да. Мы уже говорили про антигероя как воплощение связи между искушением и благочестием и так далее. В широком смысле можно описать антигероя как персонажа, существующего в серой зоне морали, между темными побуждениями и героическими побуждениями. Но и в этой зоне есть свои оттенки, и, как мы уже обсуждали, особенности, считающиеся героическими, не меняются в зависимости от времени, места и самого читателя. Некоторые антигерои склонны к тёмным сторонам (или легче им поддаются), другие – иначе.
6. А что различает антигероя, злодея и героя поневоле?
Злодей поглощен темными стремлениями и движим ими. Героем, поневоле или нет, управляют лучшие стороны его натуры. В случае антигероя, темные стремления могут преобладать, но героические импульсы их заглушают, и антигерой часто держит свою темную сторону на привязи.
Антигерой – это игра с моралью в одни ворота. Если злодей и герой редко сталкиваются с моральными кризисами (или, если все же сталкиваются, это становится точкой в их развитии как персонажа), антигерой сам по себе – моральный кризис.
7. Как вы выстраиваете сюжет вокруг антигероя?
Если говорить о структуре сюжета, то он строится так же, как и любой другой сюжет. Когда я пишу историю про антигероя, разница в демонстрации моральной стороны. Поскольку антигерой сам по себе воплощает в некотором роде моральную дилемму, необходимо ясно продемонстрировать, что злодей еще хуже антигероя. Кроме того полезно иногда показывать «слабости» (или хотя бы ограничения) принципиально «доброго» героя. Моральная пьеса вращается вокруг антигероя.
8. Какие темы лучше всего подходят антигероям?
Учитывая их внутреннюю борьбу, антигерои лучше всего смотрятся в историях о мести, историях духовного взросления, и сюжетах о самопожертвовании и искуплении.
9. Сложности, возникающие при работе с антигероями, отличаются от тех, что возникают, когда пишешь про любые другие типы героев?
Баланс темного и светлого жизненно важен. Нужно наступить на черту, но не переступать ее настолько далеко, что читатель станет воспринимать твоего персонажа как злодея. В одном из первоначальных черновиков моего романа протагонист-антигерой пытал пленника, чтобы добыть информацию. Мой редактор убедил меня, что эта сцена не оттолкнет читателя, и он был прав, так что я ее переписал. Иногда можно допустить большой шаг за черту (Джек Бауэр в фильме «24», например, постоянно так поступает, но ставки там настолько высоки, что большинство зрителей считают его методы приемлемыми, учитывая обстоятельства).
10. Как вы создали Эревиса Кейла?
Он появился в проекте того, что позже стало серией «Сембия», выпущенной Wizards of the Coast. У издательства были «ниши» персонажей, которые нужно было заполнить. Это были незавершенные описания разных личностей, фигурирующих в серии, длиной в одно предложение. Одно из таких и привлекло мое внимание. Эревиса описывали всего лишь как «Дворецкий, который следит, чтобы дела его господина были сделаны».
Из этого я и создал Эревиса Кейла, бывшего вора, убийцу, скрывающегося от своей прошлой гильдии, а сейчас шпионящего для другой гильдии, и при этом ненавидящего свою роль шпиона, потому что он любит и уважает тех, за кем следит.
Что же касается конкретных особенностей Эревиса – мне сейчас трудно сказать наверняка. Как я уже упоминал, мне нравятся персонажи, склонные к темным проявлениям человеческой природы, неудивительно, что меня так привлекла идея о дворецком с темным прошлым. Я вдохновлялся любимыми персонажами – Элриком, Конаном (в меньшей степени), Уиллом Манни из фильма «Непрощенный», персонажем Иствуда, Безымянным из вестернов Серджио Леоне. На самом деле, думаю, Кейл – персонаж, который подходит не только для романов о мечах и магии, но и для вестернов. И неудивительно, учитывая, что вестерны и фэнтези нередко ходят одними тропами.
11. Ваши злодеи (например, Дарт Малгус) нередко весьма похожи на антигероев. Как писатель может воспользоваться своим пониманием антигероя, чтобы описать более убедительного злодея?
Хороший вопрос. Не уверен, что смогу дать хороший ответ.
Как всегда, будь то герои, антигерои, злодеи, трюк в том, чтобы создать объемных персонажей с четкими мотивациями. Я говорил чуть раньше, что злодеем движут тёмные побуждения (хотя для себя он по каким-то причинам оправдывает их необходимостью или целесообразностью). Но даже самые ужасные злодеи должны обладать и хорошими чертами. Разница с антигероями состоит в том, как эти черты проявляются.
В антигерое тьма и свет находятся в шатком равновесии и постоянно борются между собой. В злодее тьма превосходит свет, и тот (из-за отсутствия лучшего способа проявить себя) сосуществует с тьмой в молчаливом согласии. Они не борются. Свет, хорошие черты, существуют где-то на обочине злодейского сознания, и если свет вступает в противостояние с тьмой, тьма всегда поглощает его. Так происходит с Малгусом.
12. Кто ваш любимый антигерой?
Эрик из Мельнибоне - он трагический персонаж, и мне это нравится.
13. Антигерои сравнительно новое явление. Почему, как по-вашему, они появились и что делает их столь популярными?
Думаете? А по-моему, они существуют уже долгое время (Сатана в «Потерянном Рае» (произведение Мильтона о восстании Люцифера против Бога. Классика. Highly recommended. – прим. Рэдрика.) Макбет), и это определенно вопрос, выходящий за рамки моих скудных познаний. Я бы сказал, что пост-модернизм возвестил об появлении нового измерения морали, в котором общественные моральные ценности подвергались сомнению и, в некотором роде, подменялись личными моральными ценностями. Это, в свою очередь, сыграло на руку размышлениям о моральных вопросах правосудия - а из этой песочницы выросли персонажи, о которых мы сейчас думаем как об архетипах антигероя – Тёмный Рыцарь, Карательи другие.
14. Посоветуете что-нибудь писателям, желающим написать запоминающегося антигероя?
Не думаю, что от советов в этом деле много пользы, потому что путь к публикации у каждого писателя (и у честолюбивых писателей) свой. Давайте я скажу достаточно банальную вещь? Вот: доверяйте себе, пишите без страха и (самое главное) получайте от этого удовольствие.
Спрашивала Сюзан Моррис, оригинал
Перевел Redrick
Комментарии (7)