Лиза Смедман — канадская журналистка, редактор и автор произведений в жанрах научной фантастики и фэнтези. Она родилась в 1959 году и выросла в Северном Ванкувере (пригород Ванкувера), провинция Британская Колумбия.
Смедман получила степень бакалавра по антропологии в Университете Британской Колумбии (University of British Columbia) и диплом по журналистике в ванкуверском Лангара-Колледж (Langara College). Сразу после учебы устроилась на должность наборщика в одно из местных издательств. В дальнейшем больше двадцати лет она проработала в различных изданиях журналистом и редактором, в том числе в газетах «Richmond Review» и «Langley Times» и журнале «Sounder». В настоящее время она является редактором еженедельника «Vancouver Courier», где ведет посвященную местной истории колонку «History's Lens». Ее книга «Vancouver: Stories of a City», история многих кварталов Ванкувера, была издана газетой к празднованию ее 100-й годовщины.
Смедман увлекается историей и археологией, особенно Бронзовым веком. Как рассказывается в одной из статей про Лизу, полки в ее доме и офисе заполнены книгами в мягкой обложке, научными справочниками, книгами по археологии, истории Канады, Первой Мировой войне, юриспруденции, религии и мифологии. Также Лиза собирает коллекцию марок, посвященную «Космической гонке» и любит пешие походы.
А вот чулан в ее доме практически до потолка заполнен коробками с играми. Ведь еще одно увлечение писательницы — ролевые игры и игры с военными миниатюрами (она состоит в «Trumpeter Tabletop Games Society»). В 1981 году она открыла для себя «Dungeons & Dragons», всерьез увлеклась ролевыми играми и довольно скоро стала данжен-мастером (dungeon master — человек, который ведет игру и следит за соблюдением правил). В конце 1980-х Смедман стала писать для игрового журнала «Dragon», в 1993 году создала свой первый игровой сценарий для «TSR, Inc.», создателей системы «Dungeons & Dragons», а за следующие три года сочинила еще десять приключений для «TSR» и в дальнейшем продолжила придумывать игровые модули. Лиза Смедман стала одним из создателей журнала «Adventures Unlimited», публикующего сценарии и советы для любителей ролевых игр. Она создавала сценарии приключений и сочиняла рассказы для двух линеек ролевых игр по правилам «Advanced Dungeons & Dragon» — «Ravenloft» (известные модули — «Castles Forlorn» (1993), «The Awakening» (1994), «Adam's Wrath» (1994), «When Black Roses Blooms» (1994), «Death Unchained» (1996), «Death Ascendant» (1996)) и «Dark Sun». Также она создавала игровые продукты для игровых систем «Star Wars Roleplaying Game», «The World of Indiana Jones», «Shatterzone», «Cyberpunk», «Immortal», «Millennium's End» и «Deadlands». Среди собственных оригинальных игровых разработок Смедман — настольная игра с миниатюрами «Valhalla's Gate», созданная на основе скандинавской мифологии и рунической письменности, и настольные гонки «Scrapyard 500». В настоящее время она также преподает геймдизайн в Институте Искусства Ванкувера (Art Institute of Vancouver).
Что же касается литературы, то по словам Лизы, свои первые рассказы она пыталась сочинять еще в школьные годы. Позднее, когда она занялась созданием ролевых игр, ее рассказы стали печататься в игровых изданиях. Также несколько фантастических и фэнтезийных рассказов Смедман было опубликовано в различных журналах и антологиях, а три ее пьесы были поставлены одной из театральных групп Ванкувера. В 1993 году Смедман попала в финал конкурса для авторов фэнтези и научной фантастики «Writers of the Future».
Среди антологий можно отметить “мозаичный роман” (в терминологии Джорджа Мартина) «The Halls of Stormweather» (2000), начавший серию «Forgotten Realms: Sembia». В этом проекте, помимо Смедман, участвовало еще шесть авторов, написавших для книги по одной главе/рассказу: Эд Гринвуд, Клэйтон Эмери, Дэйв Гросс, Вороника Уитни-Робинсон, Ричард Ли Байерс и Пол Кемп.
В 1997 году вышел дебютный роман Лизы Смедман «The Lucifer Deck», действие которого происходит в мире ролевой игры «Shadowrun». О вселенной «Shadowrun» рассказывают еще четыре романа Смедман — «Blood Sport» (1998), «Psychotrope» (1998), «The Forever Drug» (1999) и «Tails You Lose» (2001).
Также Лиза написала роман «The Playback War» (2000), рассказывающий о мире другой выпускаемой корпорацией «FASA» игры «VOR: The Maelstrom».
Затем вышел первый роман Лизы Смедман, действие которого происходит в Забытых Королевствах, вселенной ролевой игры «Dungeons & Dragons», — «Heirs of Prophecy» (2002). Как и упомянутая выше антология «The Halls of Stormweather» (2000), он относится к серии «Sembia».
Потом пришел черед самой известной книги Смедман — романа «Угасание» (2004), четвертой части межавторского цикла «Война Паучьей Королевы». «Угасание» попало в список бестселлеров 2004 года, составленный газетой «Нью-Йорк Таймс».
Далее пришел черед трилогии «The House of Serpents», состоящей из романов «Venom's Taste» (2004), «Viper's Kiss» (2005) и «Vanity's Brood» (2006).
Миру Забытых Королевств посвящена и свежая трилогия Смедман «The Lady Penitent», состоящая из романов «Sacrifice of the Widow» (2007), «Storm of the Dead» (2007) и «Ascendancy of the Last» (2008). Кстати, эта трилогия продолжает историю, законченную в шестом романе той самой межавторской серии «Война Паучьей Королевы» — «Resurrection» (2005) Пола С. Кемпа.
В 2004 году в издательстве “EDGE Science Fiction” у Смедман вышел первый самостоятельный роман «The Apparition Trail». Действие этой книги в жанре фэнтези происходит в 1884 году в альтернативном мире на западе Канады. Герой книги — полицейский из частей Королевской конной полиции, пытающийся раскрыть тайну ряда не поддающихся объяснению исчезновений.
В марте 2007 года в издательстве «Annick Press» вышла первая книга Смедман, написанная для детей, — «Creature Catchers» (2007). В этой книге, иллюстрации для которой рисовала Алиса Болдуин, рассказывается о приключениях враждовавших друг с другом близнецов, отправившихся на охоту за сверхъестественными существами, а в результате подружившихся не только друг с другом, но и с троллем, за которым они гонялись. В этом же издательстве вышла и еще одна детская книга Лизы Смедман «From Boneshakers to Choppers: The Rip-Roaring History of the Motorcycle» (2007; буквально — «От драндулетов до крутых мотоциклов: шумная история мотоцикла»).
В настоящее время Лиза Смедман живет в канадском городе Ричмонд (провинция Британская Колумбия) со своей партнершей (женой), с которой они оформили брак в июле 2004 года. Они вдвоем растят маленького сына Смедман. В доме у них живут четыре кошки и два мопса.
Составил Elstan по материалам:
- http://fantlab.ru/autor4348
- www.lisasmedman.topcities.com/page2.html
- http://en.m.wikipedia.org/wiki/Lisa_Smedman
Произведения Лизы Смедман в мире Forgotten Realms:
-Королевства Тени, рассказ "Испытание"
-Королевства Драконов, рассказ "Standard Delving Procedure"
-Королевства Эльфов, рассказ "Необходимые жертвы"
-Королевства Войны, рассказ "Weasel's Run"
-Королевства Мёртвых, рассказ "Soul Steel"
-Нерассказанные приключения, рассказ "Tallfolk Tales"
Серия "Сембия"
-Залы Штормового Предела: Роман в Семи Частях, часть 7: Skin Deep
Трилогия "Кающаяся Леди"
Трилогия "Дом Змей"
Межавторская серия "Война Паучьей Королевы"
Комментарии (15)