Трилогия «Проклятые земли»

Автор рецензии: Gjallarhorn

<<<посмотреть книги в библиографии>>>

Unclean Undead Unholy

Государством Тэй давно управляет шаткий союз волшебников, но всегда были те, кто верит, что Он - единственный хозяин. И когда Он - могущественный лич по имени Сзасс Тэм - наконец выступит против бывших союзников, эта страна станет лишь первым его завоеванием.

* * * * *

Армии нежити собрались и выступили под стук барабанов злого некроманта. Живые граждане Тэя должны объединится и организовать оборону прежде, чем они умрут и пополнят ряды врага.
По Тэю разгуливают мертвецы, и пока весь Фаэрун замер от страха, сущность этого государства начинает менятся.

* * * * *

Некогда зеленевшие луга перепаханны войной. Бывшее население стало нежитью. И некогда великолепный некромант, разум, что стоит за гражданской войной, тот что отправил консула в изгнание - кажется, сошел с ума. Ходит слух о причине кроме его безумия - достаточно веской, чтобы все оставшиеся в живых объединились против.

* * * * *

Трилогия «Проклятые земли» повествует о событиях, происходивших в королевстве Тэй до, во время и после Магической Чумы, и охватывает приблизительно столетний временной промежуток.
В Тэе, где царит относительный мир, порядок и процветание, происходят странные вещи. Заказное убийство зулкира, одного из верховных правителей, нападение армии оживших мертвецов на пограничную крепость... Казалось бы, что тут необычного? Где не происходят заказные убийства, где не нападают на крепости? Но эти, с виду незначительные, события стали предтечей кардинальных, драматических перемен, которым подвергся Тэй, погрузившись на долгие десятилетия в кровавую гражданскую войну. Могущественный некромант Сзасс Тэм поднял руку на собственное королевство, стремясь реализовать далеко идущие амбиции, по сравнению с которыми банальный захват власти — просто детская шалость.
Сюжет — главный и самый жирный плюс романа. Здесь всё, как в классическом мексиканском сериале — почти каждая глава или подглава кончается на самом интересном месте, что заставляет читать дальше и дальше, и держит читателя в постоянном напряжении. Трилогия довольно динамичная и скучать не дает. Бывает так, что читаешь, и вдруг тебе начинает казаться, что всё предельно ясно, что уже знаешь, какой будет концовка романа. Но вдруг, совершенно неожиданно, происходит некое событие, которое полностью меняет картину, и ясность насчет концовки становится весьма сомнительной. Именно это и заставляет не бросать книгу и сильно мотивирует досчитать до конца.
В романе имеется обилие побочных сюжетов, например о барде, вернувшемся после долгих скитаний в родные края, чтобы жениться на подруге детства, и обнаружившем, что ту за долги продали в рабство; о демоне, попавшем в срединный мир с тайной миссией; о шпионе, который возможно даже намного старше самого Сзасса Тэма, и о многом другом. Эти ответвления лишь на первый взгляд усложняют восприятие романа. На самом деле, маленькие ручейки побочных сюжетов рано или поздно вливаются в основное русло повествования, когда становится ясно, кто есть кто.
Герои трилогии получились неплохо. Они — живые (впрочем, иногда и «неживые») люди (а иногда и «не люди»), каждый со своим характером, достоинствами и недостатками, мотивами и побуждениями. Правда, автор по какой-то причине далеко не всегда воздает должное описанию их внешности: места он отводит для этого крайне мало, да и то, часто описывает своих героев в самых общих чертах. Например, о внешности одного из героев, Аота, автор упоминает лишь то, что он был коренастым, с грубыми чертами и сбитой фигурой. Или, как вам описание одной из героинь: «Нимия Фокар, правительница Пиарадоса, была статной женщиной с широким, чувственным ртом. В ушах её красовалось по нескольку серебряных колец, а с левой стороны носа блестела маленькая серьга в виде бусинки». Впрочем, некоторые персонажи предстают весьма незаурядными личностями. Как, например, тощий Сзасс Тэм со сморщенными пальцами и запахом просроченной ливерной колбасы; колоритный Красный волшебник Трансмутации Самас Кул, внешность которого недвусмысленно намекает на то, что кроме как в Макдональдсе он в своей жизни больше нигде не питался. В книге он постоянно что-то ест. Встречаются и более эксцентричные персонажи, такие как первый помощник Сзасса Тэма, Ксингакс, представляющий собой не что иное, как имбриональный выкидыш, в прямом смысле этого слова. Вот с такими героями предстоит познакомиться читателю.
Скупость автора чувствуется не только в описании внешности героев книг. Во многих моментах чувствуется некая нехватка атмосферы книги, когда нужно бы дать более подробное описание места происходящих событий, природы, погодных явлений. У автора была прекрасная возможность описать красоты Тэя с его высокими живописными горами, реками, полями и другими прелестями природы. Но, к сожалению, подробные пейзажи в книге большая редкость.
В трилогии мы видим Тэй в двух обликах: в начале это цветущее преуспевающее королевство, полное жизни и движения. Да, в подворотнях его городов, так же, как и во многих других городах Фаэруна, водятся преступники, процветает работорговля, совершаются убийства и прочие злодеяния, но в целом — это мирное и процветающее королевство. И второй облик Тэя — военный Тэй, когда идет опустошительная война, насыщенная всеми связанными с ней ужасами, голодом, болезнями, лишениями, смертями, потерями. Но всё дело в том, что автор не дал читателю прочувствовать разницу между этими двумя обликами Тэя. Мы не прочувствуем душой всю радость мира и все ужасы войны. Да, мы встретим такие фразы, как например, поля были покинуты, или, город был заброшенным... Но это приводится, как факт, а художественная литература требует более эмоционального подхода к таким вещам. В итоге картина получается немного блеклой и невыразительной, и читатель вряд ли сможет всесторонне прочувствовать то, что происходило в королевстве, в его городах, замках, деревнях, домах, семьях как во время войны, так и до её начала. Однако сей недостаток автор часто компенсирует интересными сюжетными перипетиями.
О самом Тэе из книги узнать можно довольно много: об укладе жизни, порядках, географии, политическом устройстве, о героях и анти-героях, а главное — о событиях, которые происходили в королевстве до, во время и после Магической Чумы. Мы также увидим эпические батальные битвы, осады крепостей и городов, познакомимся с благородными грифонами. Любителей магии ждет приятный сюрприз. Ведь Тэй — это, пожалуй, одно из самых, а может даже и самое магическое королевство во всем Фаэруне. Читая книгу, создается ощущение, будто в Тэе магией владеют все. Даже самый забомжалый бомж — и тот, глядишь, нет-нет, да и выкинет какой-нибудь магический трюк. Чего уж тогда говорить про зулкиров, являющихся самыми сильными магами королевства, и их подчиненных, Красных волшебников. Магия присутствует в каждой крупной битве и почти в каждом поединке, и даже просто сама по себе.

Читая роман, нельзя не обратить внимание на стиль: лексику и синтаксис. Нередко можно встретить непопулярные, архаичные и книжные слова, которые вполне можно было заменить более привычными (например, вместо привычного try, автор использует слово endevour, вместо wing легко можно встретить поэтическое pinion, вместо привычного cry часто можно встретить bellow... и т.д.). Если я был бы носителем английского языка, то точно мог бы сказать, имеют ли стилистический эффект такие слова, и если да, то какой. Возможно да, ибо богатство языка никогда не шло во вред качеству литературы. Но единственное, о чем могу сказать точно, что красноречие автора часто заставляло меня открывать словарь в поисках перевода того или иного слова.
Что касается синтаксиса, нередко в тексте встречаются сложные предложения, представляющие собой длинную цепочку придаточных предложений с главным в конце. С одной стороны подобные вещи вносят широкое разнообразие в стиль повествования и придают тексту некую изюминку, но с другой стороны, если вы не носитель языка, они заставляют спотыкаться и перечитывать предложения не один раз.
Говоря в общем о теме стилистики, создается впечатление, что автор пускает читателю пыль в глаза. Другое дело, когда читаешь классику. Зачастую тексты классики намного сложнее, чем тексты современной прозы, но, читая её, чувствуешь всё величие и благородство, красоту и широту английского (и не только) языка. Читая «Проклятые земли» этого не чувствуется, и создается впечатление, что свои приемы автор применяет ради красного словца.

Итог: подводя к общему знаменателю вышесказанное, хочу провести ассоциацию, чтобы в двух словах сказать, какая же она, трилогия «Проклятые земли». Представьте, что талантливому режиссеру дали великолепный сценарий. Но, к сожалению, бюджет был ограниченным, поэтому он нанял средненьких актеров, нашел какого попало композитора и построил дешевые декорации. Вот и получился соответствующий продукт. И всё же, обязательно прочитайте трилогию, если вы:
- ярый поклонник Забытых Королевств;
- главное в книге для вас — сюжет;
- вам близка по духу тема некромантии;
- вы любите изобилие магии;
- не заморачиваетесь на мелочах и деталях.

Оценка: 7.

Присутствуют:
- нечисть во всех формах и проявлениях, разнообразные монстры.
- осады крепостей и городов, масштабные битвы;
- грифоны;
- магия;
- Магическая Чума.

Отсутствуют:
- описание внешности некоторых героев;
- должная атмосфера книги и эмоциональность;
- иные регионы Забытых Королевств.

 

 

Другие материалы в этой категории: « Клинки Вечерней Звезды Вкус Яда »

Комментарии (1)

Оставьте свой комментарий

0